КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ презентация

Содержание


Презентации» Алгебра» КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД  В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ1. Компетентностный подход  как ответ на новые социальные требования кОсобенности современного этапа 
 Особенности современного этапа 
 общественного развития:
 СтремительноеСоциальные требования к образованию в современном обществе: 
 Образование должно формироватьСоциальные требования к образованию в современном обществе: 
 Образование должно формироватьСоциальные требования к образованию в современном обществе: 
 Образование должно формироватьНедостатки российского образования: 
 Академическая направленность образования, традиционный («знаниецентристский») подход кНедостатки российского образования: 
 используемые в массовой практике программы, учебники, методыНедостатки российского образования: 
 Построение содержания образования на узко-предметной основе 
Недостатки российского образования: 
 У выпускников оказываются недостаточно сформированными навыки, позволяющие:
Наглядный показатель недостатков в подготовке российских школьников – результаты международного сравнительного2. Среди выпускников российских основных школ процент учащихся с самым высоким3. Базовым уровнем грамотности (2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения)4. Уровень овладения российскими выпускниками основной школы читательской грамотностью как средствомВнедрение компетентностного подхода как основы построения образовательного процесса направлено:
 Внедрение компетентностногоГлавный смысл компетентностного подхода в образовании:
 Главный смысл компетентностного подхода вЭтапы развития  компетентностного подхода
 
 Первый этап (1960 – 1970-еЭтапы развития  компетентностного подхода
 
 Второй этап (1970 – 1990-еЭтапы развития  компетентностного подхода
 
 Третий этап (с 1990-х гг.)Развитие идей компетентностного подхода  в российском образовании
 
 2001 г.2. Сущность компетентностного подходаОтличительные черты  компетентностного обучения  (И.С. Сергеев, В.И. Блинов)Компетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики
 Идеи, по сути своейКомпетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики
 Практика работы предметных кружковЧто такое компетенции? 
 Компетенция — ожидаемый и планируемый результат образования,Из чего складываются компетенции ?
 Компетенции носят комплексный, интегративный характерЯдром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов деятельности в сочетанииИзменение роли знаний в условиях компетентностного подхода 
 В содержание обученияКак соотносятся между собой компетенции и компетентность?  
 А.В. Хуторский«Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного примененияКакие бывают компетенции ?3. Ключевые компетенции: типология и содержание
 Ключевые компетенции = наиболее общиеКомпетенции – образовательные конструкты, выработанные в педагогической науке в результате содержательногоНекоторые варианты классификации ключевых компетенций 
 Совет Европы (1996 г.):
 5А.В. Хуторский:
 А.В. Хуторский:
 7 групп компетенций
 
 1) ценностно-смысловая компетенция,А.В. Хуторский (продолжение):
 А.В. Хуторский (продолжение):
 4)информационная компетенция — умение самостоятельноИ.С. Сергеев:
 И.С. Сергеев:
 4 основополагающих ключевых компетенции
 Информационная – готовностьКлючевые компетентности 
 компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная наСодержание   компетенций может быть раскрыто:Содержание ключевых компетенций
 Информационная компетенция выражается в умениях:
 самостоятельно: интерпретировать, систематизировать,Коммуникативная компетенция выражается в умениях:
 Коммуникативная компетенция выражается в умениях:
 самостоятельноПроблемная компетенция выражается в умениях:
 Проблемная компетенция выражается в умениях:
 самостоятельно:Кооперативная компетенция (компетенция по работе в сотрудничестве), выражается в умениях:
 КооперативнаяСамообразовательная компетенция - го­товность человека к непрерывному самообразованию, само­развитию, профессиональному иИз макета ГОС второго поколения:
 
 Компетентность – сочетание качеств (умений,Из макета ГОС второго поколения
 Компетентность - новое качество субъекта деятельности,4. Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании 
 Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании 
  значениеМетоды и приемы формирования ключевых компетенций
 Методы и приемы формирования ключевыхсами по себе слабо не работают на развитие ключевых компетенций:
 самиМетоды формирования информационной компетенции
 Поиск и сбор информации:
 задания на поискОбработка информации:
 Обработка информации:
 задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственныхПередача информации:
 подготовка докладов, сообщений по теме;
 подготовка плакатов, компьютерных презентацийКомплексные методы:
 Комплексные методы:
 составление и защита рефератов (включая составление плана,Методы формирования коммуникативной компетенции 
 Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
 всеМетоды, ориентированные на письменную коммуникацию:
 ролевые и деловые игры, предполагающие, вМетоды формирования кооперативной компетенции
 Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
Практически все методы и приемы в рамках групповой работы:
 самостоятельная работаМетоды и приемы в рамках индивидуальной работы:
 индивидуальные проекты любого типа,Методы формирования проблемной компетенции
 Коллективное целеполагание в начале урока или передМетод проб и ошибок, предполагающий в том числе воз­можность учащегося сомневатьсяМетод кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной ситуации, требующей5. Профессиональная компетентность педагога
 Маркова А.К. :
 Структура проф. компетентности педагогаВ.Н.Введенский: 
 Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний,3.Регулятивная к. педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.Как оценить уровень владения компетенциями?
 Таксономия Б. Блума
 
 Знание: конкретногоПлан целевого анализа/самоанализа урока  с позиций компетентностного подхода
 1. КаковаПлан целевого анализа/самоанализа урока  с позиций компетентностного подхода
 6. КакиеПлан целевого анализа/самоанализа урока  с позиций компетентностного подхода
 10. ВКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД  КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ
 Профессиональная компетентность рассматривается:
Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
 ВсеПри описании модели аттестации дополнительно используются понятия: 
 Поведенческие индикаторы -Кластер компетенций – работа с информациейКластер компетенций – достижение результатовКластер компетенций – работа с людьмиКластер компетенций – личностное самосовершенствованиеТаксономия Б. Блума 
 принята в США в национальном масштабе иКомпетенции, выявляемые в ходе
 Аналитическая 
 Инновационная мобильность
 Социальная 
 Коммуникативная



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Слайд 2
Описание слайда:
1. Компетентностный подход как ответ на новые социальные требования к образованию Особенности современного этапа общественного развития: Динамичные и не всегда предсказуемые перемены во всех сферах общественной жизни; «Экономика знаний», базирующаяся на ведущей роли человеческого капитала (в наиболее развитых странах – обеспечивает 70-80% ВВП)

Слайд 3
Описание слайда:
Особенности современного этапа Особенности современного этапа общественного развития: Стремительное нарастание потоков информации разного качества и направленности; Глобализация, усиление взаимозависимости развития всех стран и народов мира; Рост интенсивности межкультурных взаимодействий; Обострение имеющихся и появление новых общемировых проблем; Кризис традиционных нравственных ценностей и т.д. …

Слайд 4
Описание слайда:
Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Инициативную; Мобильную в жизненном и профессиональном плане ; Обладающую потребностью и способностью к непрерывному обучению и переобучению ( «В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не сможет читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил, и переучиваться» - А. Тоффлер. американский социолог)

Слайд 5
Описание слайда:
Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Готовую к осуществлению ответственного выбора в различных ситуациях; Владеющую коммуникативными навыками и способностью к сотрудничеству; Толерантную по отношению к представителям другой нации, веры, культуры, соц. слоя, политических взглядов

Слайд 6
Описание слайда:
Социальные требования к образованию в современном обществе: Образование должно формировать личность: Обладающую современным мышлением (т.е. осознанием экологической ответственности, нравственно-этических аспектов НТП, глобальной взаимозависимости процессов в современном мире и т.д.); Нравственную ...

Слайд 7
Описание слайда:
Недостатки российского образования: Академическая направленность образования, традиционный («знаниецентристский») подход к построению образования как к изучению «основ наук»  не уделяется должного внимания формированию практико-ориентированных знаний и умений программа перегружена знаниями, не востребованными в реальной жизни  снижение мотивации к обучению и образовательных результатов Не сформированы навыки, позволяющие выпускникам школы: - самостоятельно добывать и организовывать знания применительно к стоящей перед ними той или иной задаче; - продуктивно взаимодействовать с окружающими ради достижения той или иной конкретной цели; - действовать в ситуациях неопределенности, где невозможно воспользоваться готовым алгоритмом решения проблемы и т.д.

Слайд 8
Описание слайда:
Недостатки российского образования: используемые в массовой практике программы, учебники, методы обучения не ориентированы на формирование у школьников способности применять полученные знания и умения за пределами учебных ситуаций обновление содержания научных знаний, представленных в школьной программе, часто не успевает за актуальными изменениями в науке и общественной практике

Слайд 9
Описание слайда:
Недостатки российского образования: Построение содержания образования на узко-предметной основе  тенденция к дискретности, разрозненности знаний; несформированность целостного мировоззрения; неумение интегрировать знания и умения из различных предметных областей для решения конкретных задач;

Слайд 10
Описание слайда:
Недостатки российского образования: У выпускников оказываются недостаточно сформированными навыки, позволяющие: самостоятельно добывать и организовывать знания применительно к стоящей перед ними той или иной задаче; продуктивно взаимодействовать с окружающими ради достижения той или иной конкретной цели; действовать в ситуациях неопределенности, где невозможно воспользоваться готовым алгоритмом решения проблемы и т.д. …

Слайд 11
Описание слайда:
Наглядный показатель недостатков в подготовке российских школьников – результаты международного сравнительного исследования качества образования PISA. Результаты исследования РISA-2006 По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских выпускников основной школы статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: 33-38 по естественнонаучной грамотности; 32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); 37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран). По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования не произошло существенных изменений.

Слайд 12
Описание слайда:
2. Среди выпускников российских основных школ процент учащихся с самым высоким уровнем функциональной грамотности существенно ниже, чем в лидирующих странах мира и в среднем по странам ОЭСР. 2. Среди выпускников российских основных школ процент учащихся с самым высоким уровнем функциональной грамотности существенно ниже, чем в лидирующих странах мира и в среднем по странам ОЭСР. 4,2% показали высокий уровень овладения естествознанием (5 и 6 уровни). Они смогли применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях.

Слайд 13
Описание слайда:
3. Базовым уровнем грамотности (2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) при достижении которого учащийся начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания, овладевает существенно более низкий процент российских учащихся (естествознание –77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%) в сравнении с лидирующими странами (90-97% по всем предметам). При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,3%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественнонаучных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

Слайд 14
Описание слайда:
4. Уровень овладения российскими выпускниками основной школы читательской грамотностью как средством для обучения значительно низок (440 баллов, 37-40 место среди 57 стран), причем данный уровень падает по сравнению с 2000 г. 4. Уровень овладения российскими выпускниками основной школы читательской грамотностью как средством для обучения значительно низок (440 баллов, 37-40 место среди 57 стран), причем данный уровень падает по сравнению с 2000 г.

Слайд 15
Описание слайда:
Внедрение компетентностного подхода как основы построения образовательного процесса направлено: Внедрение компетентностного подхода как основы построения образовательного процесса направлено:

Слайд 16
Описание слайда:
Главный смысл компетентностного подхода в образовании: Главный смысл компетентностного подхода в образовании: повысить готовность личности к решению разнообразных проблем в реальных жизненных ситуациях

Слайд 17
Описание слайда:
Этапы развития компетентностного подхода Первый этап (1960 – 1970-е гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция»; началом исследования содержания языковых компетенций в обучении иностранным языкам; было введено понятие «коммуникативная компетентность»; началом изучения созданием предпосылок разграничения понятий компетентность / компетенция.

Слайд 18
Описание слайда:
Этапы развития компетентностного подхода Второй этап (1970 – 1990-е гг.) понятия «компетентность», «компетенция» стали широко использоваться в теории и практике обучения языкам, менеджменту, общению. Зарубежные исследователи пытаются создать классификации компетенций для разных видов деятельности. В США в 1970-е гг. формируется модель ориентированного на компетенции образования (CBE – competence-based education), стала вызывать значительный профессиональный интерес не только на Западе, но и у нас в стране.

Слайд 19
Описание слайда:
Этапы развития компетентностного подхода Третий этап (с 1990-х гг.) Ориентированное на компетенции образование получило широкое распространение в различных странах. Круг компетенций был очерчен в документах ЮНЕСКО. В 1996 г. Совет Европы ввел понятие «ключевые компетентности» (рассматривались как желаемый результат образования, соответствующий требованиям рынка труда в условиях глобальных преобразований). Была поставлена задача вооружить необходимыми компетенциями уже сегодняшнее поколение получающих образование молодых европейцев.

Слайд 20
Описание слайда:
Развитие идей компетентностного подхода в российском образовании 2001 г. - впервые официально поставлена задача перехода от знаниевой к компетентностной образовательной парадигме. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Слайд 21
Описание слайда:
2. Сущность компетентностного подхода

Слайд 22
Описание слайда:
Отличительные черты компетентностного обучения (И.С. Сергеев, В.И. Блинов)

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:
Компетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики Идеи, по сути своей близкие к компетентностному подходу, получили распространение в отечественной педагогике 1970-90-х гг.: Концепция развития общеучебных умений и навыков (ОУУН); Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитательных задач урока, получившая серьезное обоснование в 1980-е гг.; Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, по существу нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций через опыт социально значимой деятельности;

Слайд 26
Описание слайда:
Компетентностный подход и предшествующее развитие отечественной педагогики Практика работы предметных кружков 1960-80-хх гг., близкая к проектной методике. Идея опоры на субъектный опыт учащихся в технологии личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской.

Слайд 27
Описание слайда:
Что такое компетенции? Компетенция — ожидаемый и планируемый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности. Применение компетенций предполагает осознанное отношение к ситуации, в которой действует человек, и сознательный выбор способов ее решения. Компетенции не следует понимать как механическое действие по шаблону.

Слайд 28
Описание слайда:
Из чего складываются компетенции ? Компетенции носят комплексный, интегративный характер

Слайд 29
Описание слайда:
Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов деятельности в сочетании с опытом их применения в ситуациях жизненного характера. Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов деятельности в сочетании с опытом их применения в ситуациях жизненного характера.  Необходимое условие формирования компетенций - применение деятельностного подхода в обучении и воспитании. Только в деятельности по решению практических задач может быть получен личностный опыт, являющийся необходимым компонентом компетенций.

Слайд 30
Описание слайда:
Изменение роли знаний в условиях компетентностного подхода В содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для формирования умений, способов деятельности. Остальные знания рассматриваются как справочные (их необязательно запоминать, а можно найти в энциклопедиях, справочниках, Интернете и т.д.). Однако учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться этими источниками информациями.

Слайд 31
Описание слайда:
Как соотносятся между собой компетенции и компетентность? А.В. Хуторский (2004г.): Компетенция – это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенция носит обезличенный характер. Компетентность – это владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентность представляет собой совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных приобретенным опытом деятельности в определенной социально- и личностно-значимой сфере.

Слайд 32
Описание слайда:
«Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» (из проекта ФГОС второго поколения). «Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» (из проекта ФГОС второго поколения). Компетентность — достигнутый личностью уровень образованности и/или опытно­сти, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции

Слайд 33
Описание слайда:
Какие бывают компетенции ?

Слайд 34
Описание слайда:
3. Ключевые компетенции: типология и содержание Ключевые компетенции = наиболее общие (универсальные) способы действий, позволяющие человеку понимать ситуацию и эффективно решать конкретные задачи, возникающие в различных сферах жизни. Применительно к школьному образованию КК – это готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Слайд 35
Описание слайда:
Компетенции – образовательные конструкты, выработанные в педагогической науке в результате содержательного обобщения требований, предъявляемых современным обществом к личности Компетенции – образовательные конструкты, выработанные в педагогической науке в результате содержательного обобщения требований, предъявляемых современным обществом к личности  Предлагаются различные варианты классификации ключевых компетенций Единой нормативно закрепленной классификации ключевых компетенций не существует

Слайд 36
Описание слайда:
Некоторые варианты классификации ключевых компетенций Совет Европы (1996 г.): 5 ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы: политические и социальные компетентности; компетентности, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетентности, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетентности, связанные с информатизацией общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения

Слайд 37
Описание слайда:
А.В. Хуторский: А.В. Хуторский: 7 групп компетенций 1) ценностно-смысловая компетенция, связанная с ценностными приоритетами ученика, его способностью понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; 2) общекультурная компетенция, включающая опыт освоения учеником научной картины мира, особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни и т.п.; 3) учебно-познавательная компетенция, включающая знания и умения целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, методы организации познавательной деятельности;

Слайд 38
Описание слайда:
А.В. Хуторский (продолжение): А.В. Хуторский (продолжение): 4)информационная компетенция — умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать ее; владение информационными технологиями и современными техническими средствами работы с информацией; 5)коммуникативная компетенция — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе и т.п.; 6) социально-трудовая компетенция — владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, необходимыми для выполнения основных социальных ролей; 7) личностная компетенция (самосовершенствование) — направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции, самоподдержки.

Слайд 39
Описание слайда:
И.С. Сергеев: И.С. Сергеев: 4 основополагающих ключевых компетенции Информационная – готовность к работе с информацией; Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; Проблемная – готовность к решению проблем. Из этих компетенций складываются составные и комплексные компетенции: Компетентность к самообразованию; Исследовательская; Организационная; Прогностическая и др.

Слайд 40
Описание слайда:
Ключевые компетентности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Слайд 41
Описание слайда:
Содержание компетенций может быть раскрыто:

Слайд 42
Описание слайда:
Содержание ключевых компетенций Информационная компетенция выражается в умениях: самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Слайд 43
Описание слайда:
Коммуникативная компетенция выражается в умениях: Коммуникативная компетенция выражается в умениях: самостоятельно вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомоства и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах моно­лога и диалога, а также с использованием средств невербаль­ного общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамот­но разрешать конфликты в общении; изменять при необхо­димости свое речевое поведение; оценивать успешность ситу­ации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Слайд 44
Описание слайда:
Проблемная компетенция выражается в умениях: Проблемная компетенция выражается в умениях: самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и применять решение о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Слайд 45
Описание слайда:
Кооперативная компетенция (компетенция по работе в сотрудничестве), выражается в умениях: Кооперативная компетенция (компетенция по работе в сотрудничестве), выражается в умениях: самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участни­ками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять кол­лективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Слайд 46
Описание слайда:
Самообразовательная компетенция - го­товность человека к непрерывному самообразованию, само­развитию, профессиональному и личностному росту, включа­ет ценность самообразования, мотивацию к росту, умение конструктивно выходить из кризисов развития и т.д.; Самообразовательная компетенция - го­товность человека к непрерывному самообразованию, само­развитию, профессиональному и личностному росту, включа­ет ценность самообразования, мотивацию к росту, умение конструктивно выходить из кризисов развития и т.д.; Валеологическая компетенция - основана на понимании здоровья человека как социального и биологиче­ского существа, включает ценность здоровья, знания и уме­ния в области ведения здорового образа жизни; Гражданская компетенция — готовность адекватно испол­нять социальную роль гражданина своего государства и пат­риота своей Родины, включает момент социально-культурной самоидентификации, патриотические ценности, правовые и политологические знания, избирательские умения и др.

Слайд 47
Описание слайда:
Из макета ГОС второго поколения: Компетентность – сочетание качеств (умений, способов деятельности), позволяющее субъекту выполнять стоящие перед ним задачи не ниже уровня, признанного эффективным. Ключевые компетентности – компетентности, наличие которых позволяет субъекту решать наиболее частотные социокультурные задачи (коммуникационные, информационные и т.д.). Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач

Слайд 48
Описание слайда:
Из макета ГОС второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 49
Описание слайда:
4. Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании деятельностный подход; В учебных программах, составленных с позиций деятельностного подхода, акцентируется внимание: на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать у учащихся, на опыте деятельности, который должен быть ими накоплен и осмыслен, на учебных достижениях как результате осуществления деятельности. активное использование личностного опыта обучающихся; Личностный опыт учащегося становится основой ключевой ком­петенции не сам по себе, а лишь в процессе его осмысления.  Важны не только активные формы работы на уроках, но и последующее их обсуждение (рефлексия).

Слайд 50
Описание слайда:
Условия практической реализации компетентностного подхода в школьном образовании значение осознанной внутренней мотивации; использование компетентностно-ориентированных методов обучения; соответствующим образом построенные учебные пособия; необходимость частичного отхода от жестких рамок классно-урочной системы; использование потенциала дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Слайд 51
Описание слайда:
Методы и приемы формирования ключевых компетенций Методы и приемы формирования ключевых компетенций 1) обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся; 2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся; 3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста; 4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций; 5) ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум; 6) проектная деятельность (исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты, имеющие жизненный контекст).

Слайд 52
Описание слайда:
сами по себе слабо не работают на развитие ключевых компетенций: сами по себе слабо не работают на развитие ключевых компетенций: • монолог учителя; • фронтальный опрос; • информирующая беседа; • самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; • демонстрация видеофильма; • экскурсия; • проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме

Слайд 53
Описание слайда:
Методы формирования информационной компетенции Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задания с избытком информации; задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Слайд 54
Описание слайда:
Обработка информации: Обработка информации: задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Слайд 55
Описание слайда:
Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу; подготовка «учебных пособий» по теме; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Слайд 56
Описание слайда:
Комплексные методы: Комплексные методы: составление и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление библиографии); информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; учебно-исследовательская работа, предполагающая раз­личные методы исследования, а также грамотное представление полученных резуль­татов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

Слайд 57
Описание слайда:
Методы формирования коммуникативной компетенции Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­щем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных катего­рий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуа­циях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппо­нентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, ве­черов и т.д.;

Слайд 58
Описание слайда:
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­щем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие со­ставление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Слайд 59
Описание слайда:
Методы формирования кооперативной компетенции Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (напр., в парах) - при условии его систематического использо­вания и наличии элемента проблемности в задаваемых вопросах; индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необ­ходимо привлечение других учащихся (например, комплексное задание, требующее использования информации, распределенной по нескольким учащим­ся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в единую систему);

Слайд 60
Описание слайда:
Практически все методы и приемы в рамках групповой работы: самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны требовать моменты сотрудничества между учащимися); лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (должны включать моменты само­стоятельного группового планирования и группового самооценивания); групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке); групповые исследовательские и проектные работы лю­бого типа (проводятся в основном во внеурочное время); ролевые и деловые игры; любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества» .

Слайд 61
Описание слайда:
Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей; индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Слайд 62
Описание слайда:
Методы формирования проблемной компетенции Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи. Коллективное подведение итогов и оценивание (в завер­шение урока, после решения учебной задачи). Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся. Все методы и приемы проблемного обучения: проблем­ный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция. Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры.

Слайд 63
Описание слайда:
Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе воз­можность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки. Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения. Учебные задачи с избыточным условием. Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

Слайд 64
Описание слайда:
Метод кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка про­блемного задания. Метод кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка про­блемного задания. Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проек­ты. Практические работы поискового и исследовательско­го характера, имеющие жизненный (бытовой, профес­сиональный, социальный) контекст. Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.

Слайд 65
Описание слайда:
5. Профессиональная компетентность педагога Маркова А.К. : Структура проф. компетентности педагога (один из вариантов) 1) профессиональные (объективно-необходимые) педагогические знания (гностический компонент); 2) профессиональные педагогические позиции, установки учителя, требуемые в его профессии (ценностно-смысловой компонент); 3) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения (деятельностный компонент); 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями (личностный компонент).

Слайд 66
Описание слайда:
В.Н.Введенский: Профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Составляющие профессиональной компетентности 1.Коммуникативная к. — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость; экстраверсия; способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой". 2.Информационная к. - объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Слайд 67
Описание слайда:
3.Регулятивная к. педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные цен­ности. 4.Интеллектуально-педагогическую к. можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. 5.Операциональная к. определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Слайд 68
Описание слайда:
Как оценить уровень владения компетенциями? Таксономия Б. Блума Знание: конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д. Понимание: фактов, правил, принципов; объяснение, интерпретация и экстраполяция знаний; описание возможных следствий из имеющихся данных. Применение: использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов и теорий в конкретных практических ситуациях. Анализ: умение выделять неявные предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и следствиями, оценивать значимость данных. Синтез: разработка планов и возможной системы действий; получение абстрактных отношений; использование знаний из разных отраслей, чтобы составить план решения проблемы. Оценка: оценивание логики построения материала, соответствия выводов имеющимся данным, значимости продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

Слайд 69
Описание слайда:
План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 1. Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенции уча­щихся? 2. Какое место занимает урок в общей системе уроков дан­ного содержательного раздела? 3. Каковы цель и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенции предполагалось осу­ществить на уроке? 4. Были ли задачи формирования компетенции фронталь­ными или адресными (групповыми, персональными)? 5. Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции?

Слайд 70
Описание слайда:
План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 6. Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? 7. Как обосновывается использование некометентностных методов? 8. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной ключевой компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? 9. Как оценивалось проявление тех или иных ключевых компетенции у учащихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?

Слайд 71
Описание слайда:
План целевого анализа/самоанализа урока с позиций компетентностного подхода 10. В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию компетенции? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдель­ных учащихся в плане развития ключевых компетенции на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? 12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию ключевых компетенции у учащихся данного класса на уро­ках по данного предмету?

Слайд 72
Описание слайда:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ АТТЕСТАЦИИ Профессиональная компетентность рассматривается: с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального профессиональной деятельности с другой стороны - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности.

Слайд 73
Описание слайда:
Компетенция - личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Все компетенции специалиста можно разделить на профессиональные и личностные. Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области. Личностные компетенции – это качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности.

Слайд 74
Описание слайда:
При описании модели аттестации дополнительно используются понятия: Поведенческие индикаторы - стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Модель компетенций - полный набор компетенций и индикаторов поведения. Кластер компетенций – набор тесно связанных между собой компетенций.

Слайд 75
Описание слайда:

Слайд 76
Описание слайда:
Кластер компетенций – работа с информацией

Слайд 77
Описание слайда:
Кластер компетенций – достижение результатов

Слайд 78
Описание слайда:
Кластер компетенций – работа с людьми

Слайд 79
Описание слайда:
Кластер компетенций – личностное самосовершенствование

Слайд 80
Описание слайда:
Таксономия Б. Блума принята в США в национальном масштабе и содержит следующие уровни владения знаниями: Знание: конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д. Понимание: фактов, правил, принципов; объяснение, интерпретация и экстраполяция знаний; описание возможных следствий из имеющихся данных. Применение: использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов и теорий в конкретных практических ситуациях. Анализ: умение выделять неявные предположения, видеть ошибки и упущения в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и следствиями, оценивать значимость данных. Синтез: разработка планов и возможной системы действий; получение абстрактных отношений; использование знаний из разных отраслей, чтобы составить план решения проблемы. Оценка: оценивание логики построения материала, соответствия выводов имеющимся данным, значимости продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев.

Слайд 81
Описание слайда:
Компетенции, выявляемые в ходе Аналитическая Инновационная мобильность Социальная Коммуникативная Исследовательская Прогностическая Информационно-коммуникационная


Скачать презентацию на тему КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ можно ниже:

Похожие презентации