Особенности психического развития подростка презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Особенности психического развития подростка
Особенности психического развития подростка.Особенности психического развития подростка.
 Подростковый возраст охватывает период от 10-11 летСпецифика социальной ситуацииразвития заключается в том, что подросток находится в положенииВ подростковом возрасте ведущей деятельностьюявляется общение со сверствниками. Именно в процессе общенияВ результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдаетМногие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, ноПоведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрироватьнеуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либоповышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью вразвязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
 развязность в поведении поройромантические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
 романтические настроения нередко граничатнежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
 нежность, ласковость бывают напотребность в общении сменяется желанием уединиться.
 потребность в общении сменяется желаниемНаиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемитьСущественные изменения происходят в развитии познавательных процессов.
 Внимание. Подросток может хорошо концентрировать вниманиеПамять. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. ПамятьПодростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие всеСимптомы кризиса
 Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже вВторой симптом кризиса – негативизм.
 Второй симптом кризиса – негативизм.
 У мальчиков негативизмНегативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорамКризис идентичности.
 В этот период происходит поиск и выбор новой взрослойБурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенокСтановление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, своиПознание себя через сходствос другими происходит у подростков при общении со сверстниками.Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
 Отечественные психологиИтак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
 половое созревание и неравномерное физиологическоеоткрытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческихСпасибо за внимание!
 Спасибо за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Особенности психического развития подростка.


Слайд 2
Описание слайда:
Особенности психического развития подростка. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Как и любой другой, подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития.

Слайд 3
Описание слайда:
Специфика социальной ситуацииразвития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Специфика социальной ситуацииразвития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Слайд 4
Описание слайда:
В подростковом возрасте ведущей деятельностьюявляется общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В подростковом возрасте ведущей деятельностьюявляется общение со сверствниками. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

Слайд 5
Описание слайда:
В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация

Слайд 6
Описание слайда:
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.

Слайд 7
Описание слайда:
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

Слайд 8
Описание слайда:
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать; неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

Слайд 9
Описание слайда:
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе; повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

Слайд 10
Описание слайда:
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Слайд 11
Описание слайда:
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Слайд 12
Описание слайда:
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

Слайд 13
Описание слайда:
потребность в общении сменяется желанием уединиться. потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Слайд 14
Описание слайда:
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.

Слайд 15
Описание слайда:
Существенные изменения происходят в развитии познавательных процессов. Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.

Слайд 16
Описание слайда:
Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Слайд 17
Описание слайда:
Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых. Подростковый возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис 13 лет относится к числу острых.

Слайд 18
Описание слайда:
Симптомы кризиса Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Слайд 19
Описание слайда:
Второй симптом кризиса – негативизм. Второй симптом кризиса – негативизм. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

Слайд 20
Описание слайда:
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Подросток недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

Слайд 21
Описание слайда:
Кризис идентичности. В этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Слайд 22
Описание слайда:

Слайд 23
Описание слайда:
Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Слайд 24
Описание слайда:
Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие- уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Становление нового уровня самосознания выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие- уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Слайд 25
Описание слайда:
Познание себя через сходствос другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Познание себя через сходствос другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников.

Слайд 26
Описание слайда:
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности: половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения; изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

Слайд 29
Описание слайда:
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире; появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Слайд 30
Описание слайда:
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Особенности психического развития подростка можно ниже:

Похожие презентации