Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого) презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кейс №1 (дошкольный возраст)
 Катя, 4 года. С 3 лет посещаетКейс №1 (дошкольный возраст)
 Из беседы с родителями известно, что агрессиюКейс №1 (дошкольный возраст)
 Основные гипотезы:
 Эмоционально-личностные нарушения (высокий уровень агрессии,Кейс №1 (дошкольный возраст)
 Основные пути решения:
 1. Проведение психолого-педагогической диагностикиКейс №1 (дошкольный возраст)
 Основные пути решения:
 5. Составление индивидуальных рекомендацийКейс №1 (дошкольный возраст)
 Основные пути решения:
 6. Консультирование родителей поКейс №1 (дошкольный возраст)
 Основные пути решения:
 В индивидуальную программу работыКейс №2 (младший школьный возраст)
 Вася К. Ученик 2 класса, 8Кейс №2 (младший школьный возраст)
 Из беседы с матерью известно, чтоКейс №2 (младший школьный возраст)
 Основные гипотезы:
 Эмоционально-личностные проблемы: низкий уровеньКейс №2 (младший школьный возраст)
 Основные пути решения:
 1. Провести психолого-педагогическуюКейс №2 (младший школьный возраст)
 Основные пути решения:
 4. Провести работуКейс №2 (младший школьный возраст)
 Основные пути решения:
 5. Провести беседуКейс №2 (младший школьный возраст)
 Основные пути решения:
 6. На основеКейс №3 (подростковый возраст)
 Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса.Кейс №3 (подростковый возраст)
 В школе учится хорошо, с программой справляется.Кейс №3 (подростковый возраст)
 Основные гипотезы:
 Переживание кризиса подросткового возраста;
 ПереживаниеКейс №3 (подростковый возраст)
 Основные пути решения:
 1. Проведение психолого-педагогической диагностикиКейс №3 (подростковый возраст)
 Основные пути решения:
 2. Диагностика детско-родительских взаимоотношений:
Кейс №3 (подростковый возраст)
 Основные пути решения:
 3. Беседа с родителямиКейс №3 (подростковый возраст)
 Основные пути решения:
 5. Индивидуальная работа сКейс №4 (юношеский возраст)
 Егор Д. Ученик 11 класса, 17 лет.Кейс №4 (юношеский возраст)
 Из педагогической характеристики на учащегося: Егор имеетКейс №4 (юношеский возраст)
 Трудности в принятии решения по вопросу профессиональногоКейс №4 (юношеский возраст)
 Основные пути решения:
 1. Оказание психологической поддержкиКейс №4 (юношеский возраст)
 Основные пути решения:
 3. Анализ результатов, полученныхКейс №4 (юношеский возраст)
 Основные пути решения:
 6. Проведение консультации сСпасибо за внимание!


Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики, психологии и социологии Кафедра психологии развития и консультирования КЕЙСЫ (СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО)


Слайд 2
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Катя, 4 года. С 3 лет посещает детский сад. Адаптационный период прошла благополучно (адаптация длилась около двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе является лидером, при этом достаточно часто начинает действовать силой. В группе есть несколько подруг, при этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца). Отношения родителей являются напряженными, т.к. достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить кого-либо из детей в группе, также может резко закричать или заплакать.

Слайд 3
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Из беседы с родителями известно, что агрессию девочка начала проявлять около года назад. Дома ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но может ударить бабушку, если она сделает ей замечание. В отношениях с родителями пытается добиться своего: может начать плакать, бить себя по голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях родители пытаются игнорировать поведение ребенка, но бабушка пытается любыми способами ребенка успокоить, поэтому сразу все разрешает.

Слайд 4
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные гипотезы: Эмоционально-личностные нарушения (высокий уровень агрессии, нестабильность эмоционального фона); Деструктивный стиль родительского воспитания, приведший к нарушениям поведения у ребенка; Затянувшийся кризис 3-летнего возраста; Нарушения неврологического характера.

Слайд 5
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностных особенностей ребенка, выявление уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения; 2. Организация проективной игры и наблюдение за ее ходом (для выявления поведенческих особенностей ребенка); 3. Наблюдение за совместной деятельностью родителя (каждого в отдельности) и ребенка с целью анализа способов детско-родительского взаимодействия; 4. Проведение с родителями теста «АСВ» («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

Слайд 6
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: 5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских взаимоотношений: Соблюдение единства требований в семье; Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их соблюдение; Создание и поддержание в семье благоприятного эмоционального климата; Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения конфликтных ситуаций; Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства; Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом; Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

Слайд 7
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: 6. Консультирование родителей по вопросам возрастных особенностей ребенка (при подтверждении гипотезы о «затянувшемся» кризисе трех лет); 7. Беседа с бабушкой по вопросам распределения семейных ролей в воспитании ребенка; 8. Консультация врача-невролога (для исключения неврологической составляющей); 9. Особое внимание (ввиду особенностей возраста и ведущего вида деятельности) при составлении индивидуального плана психологической коррекции необходимо уделить методам игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии.

Слайд 8
Описание слайда:
Кейс №1 (дошкольный возраст) Основные пути решения: В индивидуальную программу работы необходимо включить игры и методы, направленные на усвоение социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью взрослого (родителя или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Также можно предложить ребенку игры, в которых проигрываются определенные ситуации.

Слайд 9
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Вася К. Ученик 2 класса, 8 лет. Робок и нерешителен, испытывает трудности при устных ответах у доски. Успеваемость по основным предметам является «средней» (среди текущих оценок доминируют «4-ки»). Наибольшие трудности испытывает при изучении предметов гуманитарного цикла. С одноклассниками не конфликтует, имеет несколько друзей. Посещает дополнительные занятия по шахматам и робототехнике. Воспитывается в полном семье, при этом большее количество времени проводит с бабушкой. Обучается по образовательной программе «Школа России». На консультацию направлен классным руководителем с жалобами на низкую учебную мотивацию, трудности при вербализации собственных мыслей.

Слайд 10
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет, адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные выступления не любил, требовалась длительная психологическая подготовка (настрой, убеждение). Отношения в семье благоприятные, при этом большую часть времени ребенок проводит с бабушкой, т.к. родители много работают. Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется, нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

Слайд 11
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные гипотезы: Эмоционально-личностные проблемы: низкий уровень самооценки, высокий уровень личностной и (или) ситуативной тревожности; Низкий уровень речевого развития; Деструктивный стиль воспитания: несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возрастным особенностям сына; Наличие негативного психотравмирующего опыта публичных выступлений в прошлом;

Слайд 12
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 1. Провести психолого-педагогическую диагностику с целью определения уровня познавательного и речевого развития; 2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка, личностные особенности, а также изучить внутрисемейные отношения; 3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить индивидуальные рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения;

Слайд 13
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 4. Провести работу с классным руководителем, целью которой станет разъяснение возрастных и личностных особенностей ребенка. Основными рекомендациями могут стать: Поощрение (словесное) ученика за проявление любой активности на уроке; Демонстрация успешных работ или выполненных заданий данного ученика классу; Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо) к активной деятельности класса или школы (с целью повышения самооценки).

Слайд 14
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 5. Провести беседу с родителями с целью изучения внутрисемейной ситуации. Примерами рекомендаций могут быть: Способствовать развитию вербального компонента речи: совместно составлять пересказы, придумывать истории, сказки, мотивировать к чтению; Обсуждать с ребенком ситуации «успеха и неуспеха» в классе, оказывать психологическую поддержку; Обсуждать с ребенком возможные варианты поведения в сложных ситуациях (расширять поведенческие стратегии ребенка); Совместное времяпрепровождение с ребенком, обсуждение (и нахождение) общих интересов и др.;

Слайд 15
Описание слайда:
Кейс №2 (младший школьный возраст) Основные пути решения: 6. На основе социометрии составить план групповой работы с детьми данного класса, где, в том числе могут быть реализованы психологические потребности данного ребенка.

Слайд 16
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса. На консультацию привела мама с жалобами на демонстративное поведение, непослушание. Из беседы с мамой известно, что около года назад из семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец не проявляет инициативы для встреч). Периодически винит в произошедшем мать. Отношения с матерью были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали портиться. Девочка стала общаться с компанией, которая, по мнению мамы, является неблагополучной: перестала прислушиваться к мнению матери, хочет соответствовать компании (стала также одеваться, занялась брейк-дансом).

Слайд 17
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) В школе учится хорошо, с программой справляется. Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к. считает, что это не женское увлечение. Из предоставленной классным руководителем характеристики известно, что девочка ответственная, но очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение, ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились перепады в настроении. В конфликты с одноклассниками и учителями не вступает.

Слайд 18
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Основные гипотезы: Переживание кризиса подросткового возраста; Переживание психотравмирующей ситуации, связанной с уходом из семьи отца; Деструктивный стиль родительского воспитания (привлечение родителями ребенка для выяснения собственных отношений); Эмоционально-личностные особенности девочки, влияющие на взаимоотношения с матерью.

Слайд 19
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Основные пути решения: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики с целью выявления эмоционально-личностных особенностей девочки с помощью тестов: «Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла (вариант CPQ), «Цветовой тест Люшера», «Характерологический опросник К. Леонгарда», «Методика Q-сортировка» Уильяма Стефансона и др.;

Слайд 20
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Основные пути решения: 2. Диагностика детско-родительских взаимоотношений: Для изучения отношения ребенка к родителям: опросник «ПОР» (поведение родителей и отношения подростков к ним) Е.Шафер, проективные методики («Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, рисунок «Дом. Дерево. Человек» Бука); Для изучения восприятия родителем детско-родительских взаимоотношений, а также анализа воспитательных стратегий родителя: «Опросник родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина, «Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских установок и реакций (PARI) Е. Шефер;

Слайд 21
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Основные пути решения: 3. Беседа с родителями по вопросу возрастных особенностей ребенка, а также переживания кризиса подросткового возраста; 4. Составление индивидуальных рекомендаций по особенностям детско-родительского взаимодействия: Признание и уважение интересов ребенка родителями; Нахождение компромисса в конфликтных ситуациях (отказ от директивной модели воспитания); Нахождение с ребенком общих интересов, совместное времяпрепровождение; Обсуждение между родителями претензий друг к другу без присутствия ребенка и др.

Слайд 22
Описание слайда:
Кейс №3 (подростковый возраст) Основные пути решения: 5. Индивидуальная работа с ребенком при выявлении показателей (например, не пережитая психотравма) в процессе психологической диагностики; 6. Организация групповой тренинговой работы, направленной на развитие навыков уверенного поведения, самопрезентации, целеполагания, а также формирование навыков конфликтной компетентности и др.; 7. Организация групповой тренинговой работы по формированию навыков «детского - родительского» взаимодействия.

Слайд 23
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Егор Д. Ученик 11 класса, 17 лет. Обеспокоен тем, что не знает, какая профессия ему лучше всего подходит. «До окончания школы осталось несколько месяцев, а я никак не могу определиться с выбором, что же все-таки мне больше подходит: стать военным, как мой отец или поступить в мед, так как с детства мечтал стать кардиологом и вылечить бабушкино больное сердце… Отец настаивает на том, чтобы я пошел по его стопам, говорит, что в армии сейчас служить престижно, открываются большие перспективы. Он сам многого добился, есть возможность и мне помочь. А я хочу сам… Мне, кажется, что я мог бы больше пользы принести людям, если бы стал хорошим кардиохирургом. Мне кажется, что у меня все для этого есть… И отношения с отцом портить не хочется. Вот, и не знаю как быть…»

Слайд 24
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Из педагогической характеристики на учащегося: Егор имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает лидерскими качествами, пользуется уважением у одноклассников. В общении со взрослыми всегда сдержан, адекватно реагирует на полученные замечания. Принимает активное участие в общественной жизни школы и класса. Воспитывается в полной семье, воспитанием сына занимаются оба родителя.

Слайд 25
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Трудности в принятии решения по вопросу профессионального самоопределения могут быть обусловлены (основные гипотезы): Неблагоприятным эмоциональным состоянием молодого человека, неуверенностью в себе; Зависимостью молодого человека от мнения близких. В процессе организации совместной деятельности с юношей необходимо учитывать, что проблемой возраста, решаемой через социальную ситуацию развития, является выбор профессии и автономность, результатом которой должно стать вступление во взрослую жизнь.

Слайд 26
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 1. Оказание психологической поддержки с целью оптимизации эмоционального состояния, необходимого для принятия решения в выборе профессии; 2. Проведение психологической диагностики с целью выявления эмоционального состояния клиента, соотнесения его личностных характеристик, склонностей, способностей, интеллекта с различными профессиями для наилучшего профессионального выбора;

Слайд 27
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического исследования и обсуждение их с клиентом с целью информирования о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности; 4. Проведение развивающих занятий (использование специальных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения), направленных на побуждение клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и построения жизненной стратегии. Обучение навыкам планирования и реализации профессиональной карьеры; 5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии. Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

Слайд 28
Описание слайда:
Кейс №4 (юношеский возраст) Основные пути решения: 6. Проведение консультации с отцом юноши с целью конструктивного выхода из сложившейся конфликтной ситуации, связанной с выбором будущей профессии их сына. Примером рекомендаций могут быть: Признание права ребенка на возможность самостоятельного принятия решения в вопросе профессионального самоопределения; Уважение и принятие выбора сына; Оказание психологической помощи (поддержка) в профессиональном и нравственном самоопределении; Информационная помощь сыну в вопросах самоопределения: помощь в выборе ВУЗа и специальности и др.

Слайд 29
Описание слайда:
Спасибо за внимание!


Скачать презентацию на тему Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого) можно ниже:

Похожие презентации