Компетентностный подход к подготовке педагогов как ресурс модернизации образования презентация

Содержание


Презентации» Педагогика» Компетентностный подход к подготовке педагогов как ресурс модернизации образования
Мурманский арктический государственный университет  Кафедра психологии
 
 
 Компетентностный подходЭтапы становления новой парадигмы образования 
 Этапы становления новой парадигмы образованияПрофессионально-педагогическая компетентность  (Н.В. Кузьмина)
 1. Специальная и профессиональная компетентность вАкмеологический подход к определению профессионализма (А.А. Деркач)
 Взаимосвязь двух подсистем: 
Ключевые компетенции  (Доклад М. Стобарта - Совет Европы)
 1. ПолитическиеСтруктура компетенции в системе  европейского образования интегрирует в себе триХарактеристики компетентности:
 готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
 владение знанием содержанияФункции компетенций (А.В. Хуторской)
 функция отражения социального заказа на минимальную подготовленностьКомпетентностный подход:
 1.  Компетенции как результат образования.
 2.  КомпетенцииКомпетентностный подход:
 позволит обеспечить взаимосвязь между профессиональной и личной жизнью человека,Основа содержания образования – новые стандарты (ФГОС ВО) 
 ФГОС включаетОсновные понятия структуры ООП
 Цикл ОП – совокупность дисциплин, характеризующаяся общностьюКомпетентностный подход как основа  моделирования нового содержания ВПО  (наЧто такое компетенции?
 сompetent (лат.) – соответствующий, способный; 
 сompetere –Что такое компетентность?
 Уровень практической реализации компетенции.
 Владение, обладание человеком соответствующейЧем отличаются компетенции от ЗУНов
 В отличие от терминов «знание», «умение»,Чем отличается компетентностный подход от традиционного?Средства формирования компетенций  в образовательном процессе:
 1. Формирование компетентностного содержанияТенденции совершенствования структуры и объема самостоятельной работы студентов  в контекстеОбщенаучные компетенции
 Связаны с применением в практике жизнедеятельности научного знания (например,Литература 
 Зимняя И.А. Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. –Благодарю за внимание!
 Благодарю за внимание!



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Мурманский арктический государственный университет Кафедра психологии Компетентностный подход к подготовке педагогов как ресурс модернизации образования Синкевич И.А., канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой психологии


Слайд 2
Описание слайда:
Этапы становления новой парадигмы образования Этапы становления новой парадигмы образования (И.А. Зимняя) Первый этап (1960-1970 гг.) – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разведения понятий компетенция – компетентность. Второй этап (1970-1990гг.) – использование категорий компетенции/ компетентность и развернутое толкование компетентности как большого числа компонентов, относительно независимых друг от друга (Дж. Равен). Компетентность (Дж. Равен): 1) интеллект; 2) эффективное поведение; 3) способности; 4) внутренняя мотивация . Третий этап (с 90-х гг.) исследование компетентности как научной категории применительно к образованию. Он характеризуется появлением работ А.К. Марковой, где в контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом исследования.

Слайд 3
Описание слайда:
Профессионально-педагогическая компетентность (Н.В. Кузьмина) 1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся. 5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. Структура личности профессионала (А.К. Маркова): мотивация (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния); интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность).

Слайд 4
Описание слайда:
Акмеологический подход к определению профессионализма (А.А. Деркач) Взаимосвязь двух подсистем: 1. Профессионализм личности: качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность; разнообразие профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях; владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью; 2. Профессионализм деятельности: высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых, акмеологических инвариантов профессионализма; высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний; мотивационная сфера и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Слайд 5
Описание слайда:
Ключевые компетенции (Доклад М. Стобарта - Совет Европы) 1. Политические и социальные компетенции. 2. Жизнедеятельность в поликультурном обществе. 3. Владение устной и письменной коммуникацией; владение более чем одним языком. 4. Информационная грамотность. 5. Способность учиться на протяжении всей активной жизни. Ключевые компетенции: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Слайд 6
Описание слайда:
Структура компетенции в системе европейского образования интегрирует в себе три аспекта: когнитивный компонент: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); операциональный компонент: знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); аксиологический компонент: знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) – воспитание через образование.

Слайд 7
Описание слайда:

Слайд 8
Описание слайда:
Характеристики компетентности: готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности (И.А. Зимняя).

Слайд 9
Описание слайда:
Функции компетенций (А.В. Хуторской) функция отражения социального заказа на минимальную подготовленность молодых граждан для повседневной жизни в окружающем мире; условия реализации личностных смыслов ученика в обучении, средство преодоления его отчуждения от образования; заданность реальных объектов окружающей действительности; заданность минимального опыта предметной деятельности ученика; присутствие в различных учебных предметах и образовательных областях; связь теоретических знаний с их практическим использованием; интегральные характеристики качества подготовки учащихся; средства организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Слайд 10
Описание слайда:

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:
Компетентностный подход: 1. Компетенции как результат образования. 2. Компетенции как новый тип целеполагания. 3. Сдвиг в сторону «студентоцентрированного» обучения: использование интерактивных форм проведения занятий: 1) семинаров в диалоговом режиме; 2) дискуссий; 3) компьютерных симуляций; 4) деловых и ролевых игр; 5) разбор конкретных ситуаций; 6) психологические тренинги; внеаудиторная работа по формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся. 4. Привлечение работодателей: встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций; мастер-классы экспертов и специалистов. Результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции как способность самостоятельно применять их в практических ситуациях профессиональной деятельности (ФГОС ВПО)

Слайд 13
Описание слайда:
Компетентностный подход: позволит обеспечить взаимосвязь между профессиональной и личной жизнью человека, способствующей гармонизации личности; ляжет в основу гражданского поведения профессионала, характеризующегося альтруизмом, сознательностью, вежливостью, стойкостью и т.д.; обеспечит стратегическое преимущество, т.к. знания возрастают по мере их использования; изменит позицию учителя от дидактической к тьюторской; будет способствовать развитию непрерывного образования как: 1) личностной позиции на протяжении всей жизни; 2) потребности и умения добывать знания, действовать сообразно им.

Слайд 14
Описание слайда:
Основа содержания образования – новые стандарты (ФГОС ВО) ФГОС включает требования: 1) к структуре основных образовательных программ; к соотношению частей ОП и их объему; к соотношению обязательной части ОП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным; 3) к результатам освоения основных образовательных программ.

Слайд 15
Описание слайда:
Основные понятия структуры ООП Цикл ОП – совокупность дисциплин, характеризующаяся общностью предметной области и определенным набором компетенций, формируемых у обучающегося Зачетная единица – мера трудоемкости освоения студентом образовательной программы в терминах условного учебного времени, требуемого для достижения установленных результатов обучения Трудоемкость ОП за учебный год равна 60 з. е. трудоемкость семестра – 30 з. е. 1 з. е. = 36 час. По физической культуре 1 з. е. = 200 час. Бакалавр - 240 з. е. (8640 час., было – 8316 час.) Магистр -120 з. е. (4320 час., было – 4068час.)

Слайд 16
Описание слайда:
Компетентностный подход как основа моделирования нового содержания ВПО (на примере ФГОС) Профессиональное образование: новые подходы В рамках реализации Болонского процесса (для высшей школы) и Копенгагенского процесса (для системы профессионального образования и обучения – ПОО) в структуре профессионального образования и в создании стандартов образования нового поколения определены новые подходы: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ; МОДУЛЬНЫЙ; КРЕДИТНЫЙ.

Слайд 17
Описание слайда:
Что такое компетенции? сompetent (лат.) – соответствующий, способный; сompetere – требовать, соответствовать, быть годным; сompetence (англ.) – способность (компетенция). Компетенция (в макетах ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Слайд 18
Описание слайда:
Что такое компетентность? Уровень практической реализации компетенции. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению. Компетентность = компетенция. Компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика. Компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика). - А.В. Хуторской

Слайд 19
Описание слайда:
Чем отличаются компетенции от ЗУНов В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет интегральный, метапредметный или надпредметный характер; обобщенный характер (шире, чем ЗУНы); в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.

Слайд 20
Описание слайда:
Чем отличается компетентностный подход от традиционного?

Слайд 21
Описание слайда:
Средства формирования компетенций в образовательном процессе: 1. Формирование компетентностного содержания образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию: учебных дисциплин; производственной и научно-исследовательской практик; воспитательной работы. 2. Продуктивный характер используемых в образовательном процессе педагогических технологий, направленных на формирование компетенций студентов;. 3. Совершенствование профессионально-методической компетентности, обеспечивающей высокий уровень готовности преподавателей к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Слайд 22
Описание слайда:
Тенденции совершенствования структуры и объема самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и ФГОС: 1. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. 2. Традиционный подход в вузах СССР и затем России: от 30 до 50% всего учебного времени. 3. Действующие ГОСы-2: от 50 до 70%. 4. Стандарты 3-го поколения: 70-80% учебного времени на самостоятельную работу, в т.ч. практики и НИД – до 50% общей трудоемкости.

Слайд 23
Описание слайда:
Общенаучные компетенции Связаны с применением в практике жизнедеятельности научного знания (например, в математике: от элементарных навыков счета – до способности применять методы математического анализа и моделирования). Инструментальные компетенции (примеры) Связаны со способностью учиться, овладевать новыми компетенциями: способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка; способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки); готовность работать с информацией из различных источников и др. Социально-личностные и общекультурные компетенции Связаны со способностью реализовать различные социальные роли:1) элементарная общекультурная (гигиеническая, бытовая, коммуникативная и др.); 2) семейная; 3) гражданская или социально-политическая; 4) экологическая; 5) экономическая; 6) правовая и др.

Слайд 24
Описание слайда:

Слайд 25
Описание слайда:

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Литература Зимняя И.А. Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29. Соснин Н. Модульность в структуре содержания обучения в компетентностной модели ВПО // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 7. – С. 23-25. Степанов С.В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу // Наука и Школа. – 2009. - № 1. - С. 8-11; Компетентностный подход при проектировании содержания образования на основе стандартов нового поколения // Вестник Университета (Гос. Ун-т Упр-ния). – 2009. - № 14. – С. 110-113; Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе // Образовательная политика. – 2009. - № 5. – С. 15-23; Проектирование учебного занятия в системе компетентностного образования // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 2. - С. 9-11. Чистохвалов В.Н. Болонский процесс после 2010 г. // Пед. образование и наука. – 2009. - № 1. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 1. – С. 72-77.

Слайд 34
Описание слайда:
Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!


Скачать презентацию на тему Компетентностный подход к подготовке педагогов как ресурс модернизации образования можно ниже:

Похожие презентации