Компетентностный подход в управлении персоналом презентация

Содержание


Презентации» Менеджмент» Компетентностный подход в управлении персоналом
Смена концепции профессионализма
 Квалификационная модельПонятие компетенции
 
 Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние иХарактеристики компетентности
  готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект)
 Типология направлений компетентности
 социальная компетентность – знания и умения в областиПрофессиональная (функциональная, специальная) компетентность
 Профессиональная компетентность – показатель готовности к выполнениюЦелостная модель компетенций 
 Мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, критикой и«Четыре столпа» образования в докладе международной комиссии по образованию для XXIТипология компетенций по уровням: 
 1. Компетенции первого уровня регулируют процессыПрофессионализм = компетентность?
 Компетенция — это набор поведенческих характеристик, необходимых сотрудникуТипы компетенций
 Корпоративные – поддерживают миссию и ценности компании, применимы кКорпоративные компетенции
 Корпоративные компетенции – это ценности компании, описанные на языкеТипология организационных компетенций
 Стратегические – стратегически значимые для бизнес-единицы направления деятельности,Разработка профилей компетенцийМодели описания компетенций
 Индикативное описание (компетенции без уровней)
 Простая модель, котораяМодель компетенций
 Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенцийСпособы формирования модели компетенцийЗакономерности формирования компетентностиDevelopment Center 
  Development Center - это технология управления развитиемОбзоры применения компетенций журнала Competency 
 эффективность и качество исполнения работы
Ключевые компетенции
 Ключевыми компетенциями называют те, которые являются универсальными, применимыми вПеречень ключевых компетенций, предложенный на симпозиуме Совета Европы по теме «КлючевыеПреимущества компетентностного подхода  
 Компетенции изначально включают в себя инструментыОграничения компетентностного подхода:
 Компетентные в конкретной организации и профессии специалисты могут



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:


Слайд 2
Описание слайда:
Смена концепции профессионализма Квалификационная модель

Слайд 3
Описание слайда:
Понятие компетенции Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Внутренние ресурсы: - знания, - умения, - навыки, - способы деятельности, - психологические особенности, - ценности и т.д. Внешние ресурсы: - информация, - люди, группы, организации и т.д.

Слайд 4
Описание слайда:
Характеристики компетентности готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности

Слайд 5
Описание слайда:
Типология направлений компетентности социальная компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; специальная (функциональная) компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; персональная (индивидуальная) компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; аутокомпетентность (мета-компетентность) – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.

Слайд 6
Описание слайда:
Профессиональная (функциональная, специальная) компетентность Профессиональная компетентность – показатель готовности к выполнению конкретной профессиональной деятельности на определенном качественном уровне с использованием устоявшихся профессионально важных качеств и опыта. Основные компоненты профессиональной компетентности: функциональная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности, владение приемами профессионального обучения; индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.

Слайд 7
Описание слайда:
Целостная модель компетенций Мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, критикой и т.д.; включают «learning to learn» - обучение научению

Слайд 8
Описание слайда:
«Четыре столпа» образования в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор learning to know — учиться знать: профессионально-методическая компетентность; learning to do — учиться делать: компетентность в плане деятельности, претворения задуманного в жизнь; learning to live together — учиться жить вместе: социально-коммуникативная компетентность; learning to be — учиться быть: компетентность в плане личности.

Слайд 9
Описание слайда:
Типология компетенций по уровням: 1. Компетенции первого уровня регулируют процессы одного вида: Персональные, связанные с процессами индивидуализации Профессиональные, связанные с процессами проф.социализации Организационные, связанные с процессами орг.социализации 2. Компетенции второго уровня регулируют процессы двух видов: Базовые (корпоративные) – на стыке проф. и орг.социализации – обязательные для всех сотрудников организации (на уровне орг.культуры) Распределенные (социальные) – на стыке индивидуализации и орг.социализации – требующие скоординированности работы сотрудников Метакомпетенции - на стыке индивидуализации и проф.социализации – требующие мобилизации личностного потенциала (системное и алгоритмическое мышление, быстрая обучаемость, навыки саморазвития и саморегуляции, самоорганизация, способность воспринимать критику и т.д.)

Слайд 10
Описание слайда:
Профессионализм = компетентность? Компетенция — это набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы Компетентность - способность применять знания, умение и навыки в соответствии с требуемыми стандартами, профилем компетенций по должности, включая решение проблем и соответствие изменяющимся требованиям Компетентность характеризуют как способность решать рабочие задачи, а компетенции – как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность Вывод: от реально существующего подхода «квалифицированный специалист как человек знающий» к современному подходу «компетентный специалист как человек, решающий проблемы»

Слайд 11
Описание слайда:

Слайд 12
Описание слайда:

Слайд 13
Описание слайда:
Типы компетенций Корпоративные – поддерживают миссию и ценности компании, применимы к любой должности Пример: - Лояльность; - Ориентация на работу в команде; - Ориентация на саморазвитие; - Ориентация на клиента; - Ориентация на результат

Слайд 14
Описание слайда:
Корпоративные компетенции Корпоративные компетенции – это ценности компании, описанные на языке общих правил и норм поведения в компании. Корпоративная модель – сквозная, то есть охватывает всех сотрудников в компании. Каждый следующий уровень должен обладать навыками предыдущего.

Слайд 15
Описание слайда:
Типология организационных компетенций Стратегические – стратегически значимые для бизнес-единицы направления деятельности, в которых она наиболее сильна. Внутренний для организации сборочный процесс, удерживающий и воспроизводящий ключевые компетенции на основе стержневых компетенций. Стержневые – факторы, обеспечивающие организации пороговые, базовые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Ключевые - компетенции, обеспечивающие решение специфических для организации задач, от которых зависит ее устойчивость положения на рынке. Ведущие – компетенции, позволяющие организации решать уникальные задачи, с которыми связан ее прорыв на новые рынки. Те, которые могут стать ключевыми.

Слайд 16
Описание слайда:

Слайд 17
Описание слайда:

Слайд 18
Описание слайда:

Слайд 19
Описание слайда:
Разработка профилей компетенций

Слайд 20
Описание слайда:
Модели описания компетенций Индикативное описание (компетенции без уровней) Простая модель, которая охватывает виды работ с простыми стандартами поведения, может иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В этой модели все поведенческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности. Пример: модель, которая описывает работу только старших менеджеров компании, в разделе «Планирование и организация» может включать следующие индикаторы поведения: Составляет планы, которые распределяют работу по срокам и приоритетам (от нескольких недель до трех лет). Составляет планы, которые точно соответствуют целям деятельности отдела. Координирует деятельность отдела с бизнес-планом компании. Единый перечень индикаторов поведения - это то, что требуется, потому что все индикаторы поведения необходимы в работе всех старших менеджеров. Уровневое описание (компетенции по уровням) Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ с различной категоричностью требований, поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции можно разделить по «уровням». Это удобно и необходимо, когда модель компетенций должна охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей. Пример: модель может включать перечень следующих индикаторов: исходные компетенции - обычно это минимальный набор требований, необходимых для допуска к выполнению работы выдающиеся компетенции - уровень деятельности опытного сотрудника отрицательные компетенции - обычно это такие стандарты поведения, которые контрпродуктивны для эффективной работы на любом уровне

Слайд 21
Описание слайда:

Слайд 22
Описание слайда:
Модель компетенций Модель компетенций - термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать: - детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарты действий, ведущих к достижению специальных целей, - основные стандарты поведения, разработанные для полного описания деловой структуры или деятельности, направленной на достижение комплекса разнообразных корпоративных целей. Профиль компетенций - модель компетенций для конкретной должности. Число компетенций в моделях должно быть оптимальным для применения в условиях конкретной организации.

Слайд 23
Описание слайда:

Слайд 24
Описание слайда:
Способы формирования модели компетенций

Слайд 25
Описание слайда:
Закономерности формирования компетентности

Слайд 26
Описание слайда:

Слайд 27
Описание слайда:
Development Center Development Center - это технология управления развитием персонала в компании на основе системы компетенций. Строится на внедрении регулярной оценки в компании.

Слайд 28
Описание слайда:

Слайд 29
Описание слайда:

Слайд 30
Описание слайда:

Слайд 31
Описание слайда:

Слайд 32
Описание слайда:

Слайд 33
Описание слайда:
Обзоры применения компетенций журнала Competency эффективность и качество исполнения работы культурный обмен обучение и развитие рекрутинг и отбор цели бизнеса (конкурентоспособность) планирование карьерного роста анализ способностей гибкость ясность роли общие стратегии работы с персоналом повышение стандартов качества вознаграждение мотивация сотрудников повышение эффективности инвестиции в развитие персонала равные возможности

Слайд 34
Описание слайда:

Слайд 35
Описание слайда:
Ключевые компетенции Ключевыми компетенциями называют те, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются своего рода «ключом» к успешной жизни человека в обществе и необходимы каждому члену общества для его успешной социализации.

Слайд 36
Описание слайда:
Перечень ключевых компетенций, предложенный на симпозиуме Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» Изучать: • уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; • уметь противостоять неуверенности и сложности; • занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Слайд 37
Описание слайда:
Преимущества компетентностного подхода Компетенции изначально включают в себя инструменты для их оценки, а значит аттестацию и отбор специалистов, можно сделать инструментальным. Программа же обучения превращается в тренировку необходимых компетенций, что позволяет выпускнику ВУЗа сразу приступать к профессиональным обязанностям. Так и резюме составлять проще - просто перечисляете набор компетенций и всё. В идеале компетентностная модель должна помочь ВУЗам наиболее оперативно отвечать на потребности работодателя - бизнеса или государства. Последние лишь составляют наборы компетенций для требующихся специалистов, а ВУЗы "вытачивают" выпускников по этой модели. Модель компетенции подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам, например, продажи, управления проектом или производством. Особое значение придается прагматическому подходу к содержанию образовательной программы.

Слайд 38
Описание слайда:
Ограничения компетентностного подхода: Компетентные в конкретной организации и профессии специалисты могут обладать некоторыми очень хорошо развитыми навыками (компетенциями), но им может не доставать других, необходимых для адаптации к изменениям или для смены мест работы, специальности или профессии. Специалист, подготовленный по компетентностной модели, становится уязвим перед резкими изменениями на рынке труда. Если изменения незначительны - специалист легко дополняет свой набор компетенций и продолжает работать. Единственный вопрос - за чей счёт он проводит это "дополнение" компетенций? Если изменения в профессии значительны - изменился подход к работе в данной отрасли или данная отрасль перестала быть востребована - вместе со старым набором компетенций становятся ненужными и все подготовленные по ним специалисты. Переподготовка таких специалистов должно взять на себя государство? Ошибка специализации в рамках профориентации в юности ведет к необходимости тотальной переподготовки в более взрослом возрасте, когда встает вопрос о совмещении учёбы и работы. И опять же - кто оплатит второе образование? Здесь немаловажную роль играет возрастной фактор - чем старше человек, чем тяжелее ему менять "профессиональный курс". Ещё один минус в том, что чем точнее набор компетенций, тем сложнее специалисту найти работу поближе к дому или хотя бы в своём городе. Нужно привыкать жить там, где в данный момент есть работа. А если работа супругов находятся в разных городах? Или в разных странах? Вывод: такая модель выгодна работодателям (бизнесу и государству). Они получают высококвалифицированные и легкозаменяемые кадры. Но специалисты не разделяют данной радости. Гарантия занятости - вот требование, которое не потеряло актуальности и даже приобрело особое значение в XXI веке. Поэтому компетентностный подход не отвечает потребностям специалистов, а скорее ориентирован на удовлетворение требований работодателя. Т.е. это современное требование органического подхода.


Скачать презентацию на тему Компетентностный подход в управлении персоналом можно ниже:

Похожие презентации