Специальная психология

Содержание


Презентации» Педагогика» Презентация Специальная психология
Специальная психология
 Баширова Т.Б. канд.пед.наук, доцент кафедры коррекционно-развивающего обучения ИИПКРОНарушение развития
 Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве иТрудности развития
 Это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любойТрадиционно сложились следующие разделы специальной психологии:
 Специальная психология как совокупность знанийЦель специальной психологии
 Определение путей социализации, обоснование адекватных систем обучения иЗадачи специальной психологии
 Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детейМетодологические принципы
 Принцип объективности;
 Принцип детерминизма;
 Принцип системного подхода;
 Принцип единстваОсновные закономерности нарушений развития:
 Замедление нормальной интеграции и дифференциации высших психическихПсихологические параметры дизонтогенеза
 Функциональной локализации;
 Время поражения;
 Взаимоотношения между первичным иТипологизация трудностей развития
 Тотальные трудности;
 Системные трудности;
 Парциальные трудностиПарциальные (отдельные) трудности развития 
 Это своеобразие формирования отдельных психических функцийВиды парциальных трудностей развития:
 Трудности «физиологического» характера – связаны с особенностямиСистемные или сложные трудности развития:
 Системность нарушений заключается в том, что,Типы системных трудностей развития:
 Нарушения умственной работоспособности вследствие астенического и церебрастеническогоДва типа нарушений работоспособности: 
 Первая группа (нарушение работоспособности в связиТотальные трудности развития – психический дизонтогенез
 В результате дефекта качественно изменяетсяВиды отклоняющегося развития
 Общее психическое недоразвитие;
 Задержанное психическое развитие;
 Поврежденное психическое



Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Специальная психология Баширова Т.Б. канд.пед.наук, доцент кафедры коррекционно-развивающего обучения ИИПКРО


Слайд 2
Описание слайда:
Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению в широкую общественную среду и активной деятельности в ней. Специальная психология – наука, изучающая психологические особенности лиц с нарушениями в развитии. Занимается изучением особенностей, закономерностей и механизмов становления и функционирования их психики.

Слайд 3
Описание слайда:
Трудности развития Это временные или постоянные помехи для полноценного овладения любой психической деятельностью, в том числе и учебной, а также для появления психологических новообразований, составляющих сущность развития. Помехи могут быть внешними (ухудшенная социальная ситуация развития); Внутренними, обусловленными спецификой мозговой организации или другими нарушениями функциональных систем организма.

Слайд 4
Описание слайда:
Традиционно сложились следующие разделы специальной психологии: Специальная психология как совокупность знаний об общих закономерностях нарушений развития, принципах и методах их изучения. Психология детей и подростков с нарушениями в развитии, задачами которой является изучение специфических особенностей, присущих каждому нарушению в отдельности. Психологическая дифференциальная диагностика нарушений развития, включающая в себя знания об её задачах, принципах, методах и методиках, диагностических процедурах и диагностических заключениях.

Слайд 5
Описание слайда:
Цель специальной психологии Определение путей социализации, обоснование адекватных систем обучения и воспитания детей, имеющих нарушения развития, поиск подходов к компенсации разнообразных трудностей, предупреждающих их усугубления.

Слайд 6
Описание слайда:
Задачи специальной психологии Изучение общих и специфических закономерностей психического развития детей с различными видами нарушений в нем. Разработка диагностических методов и методик, позволяющих своевременно и правильно квалифицировать характер трудностей развития. Психологическое обоснование коррекционных подходов к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями развития. Организация психолого-педагогического сопровождения детей, способствующего коррекции и препятствующего усугублению трудностей развития.

Слайд 7
Описание слайда:
Методологические принципы Принцип объективности; Принцип детерминизма; Принцип системного подхода; Принцип единства сознания и деятельности; Принцип развития; Принцип учета причин нарушенного развития; Принцип учета первичного дефекта; Принцип учета возрастных особенностей; Принцип учета потенциальных возможностей; Комплексности.

Слайд 8
Описание слайда:
Основные закономерности нарушений развития: Замедление нормальной интеграции и дифференциации высших психических функций и нарушение межфункциональных взаимодействий в ходе их становления; Специфика и затруднения в овладении различными видами деятельности; Дивергенция биологического и социального планов развития; Поливариативность отклоняющегося развития, связанная с биологической полиморфностью нарушений и вариативностью социальных условий.

Слайд 9
Описание слайда:
Психологические параметры дизонтогенеза Функциональной локализации; Время поражения; Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами; Межфункциональные связи.

Слайд 10
Описание слайда:
Типологизация трудностей развития Тотальные трудности; Системные трудности; Парциальные трудности

Слайд 11
Описание слайда:
Парциальные (отдельные) трудности развития Это своеобразие формирования отдельных психических функций или компонентов при соответствии отдельных психических функций или компонентов при соответствии возрастным нормативам большинства параметров психического развития и отсутствии в деятельности и поведении отклонений, значительно нарушающих социальную адаптацию.

Слайд 12
Описание слайда:
Виды парциальных трудностей развития: Трудности «физиологического» характера – связаны с особенностями мозговой организации и мелкими мозговыми повреждениями. Это недостаточность зрительно-моторной координации, разных видов гнозиса, произносительной стороны речи, фонематических процессов, конрструктивного праксиса; Трудности «квазипсихологического» характера имеют нейропсихологическую основу: конституционально обусловленными особенностями темперамента, спецификой межполушарного взаимодействия, особенностями модальностей восприятия информации и т.д. Трудности «психологического» характера проявляются в том, что ребенок не овладел определенными знаниями, умениями, навыками, или выработались нежелательные стереотипы поведения в том числе защитные и компенсаторные.

Слайд 13
Описание слайда:
Системные или сложные трудности развития: Системность нарушений заключается в том, что, во-первых, они проявляются в разных функциональных системах психики, а во-вторых, сочетание разных диагностических признаков-симтомов образует своеобразные симптомокомплексы, которые также системны.

Слайд 14
Описание слайда:

Слайд 15
Описание слайда:
Типы системных трудностей развития: Нарушения умственной работоспособности вследствие астенического и церебрастенического синдромов; Невротические и неврозоподобные расстройства; Проявления вегетатино-висцеральных дисфункций; Проявления нерезко выраженных двигательных расстройств; Нарушения общения вследствие речевых нарушений, нерезко выраженных дефектов слуха, минимальных проявлений РДА; Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения вследствие синдрома ММД, текущих психических заболеваний, последствий внутриутробной алкогольной интоксикации, лишения родительской заботы.

Слайд 16
Описание слайда:
Два типа нарушений работоспособности: Первая группа (нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью): - астенические состояния у соматически ослабленных детей; -церебрастенические состояния; -астено-невротические состояния соматогенной и церебральноорганической природы; - астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов. Вторая группа (нарушения работоспособности в связи с расстройствами поведения): -ситуационные реакции с нарушением поведения; -невротические и неврозоподобные состояния; -психогенное патологическое формирование личности; -невропатии; -мутизм; -синдром РДА и др.

Слайд 17
Описание слайда:
Тотальные трудности развития – психический дизонтогенез В результате дефекта качественно изменяется социальная ситуация развития ребенка; Ребенок не может соответствовать социально-психологическому нормативу; Социально-психологический норматив – это система требований, которые общество предъявляет человеку на каждой ступени его развития; Заключаются в несоответствии большинства показателей психического развития ребенка возрастным нормативам, качественном своеобразии всех сфер его психики; Результатом становится специфичность и неполноценность формирования любой деятельности и недостаточная адекватность поведения; Без специальной коррекционно-развивающей работы адаптация к социуму невозможна.

Слайд 18
Описание слайда:
Виды отклоняющегося развития Общее психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дисгармоническое психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие


Презентация на тему Специальная психология доступна для скачивания ниже:

Похожие презентации